topslide

Информационный материал на апрель

  • 30.04.2018
О ПРИНИМАЕМЫХ МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ В 2017 ГОДУ


Коррупционными правонарушениями являются:

  1. вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
  2. принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;
  3. предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
  4. действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;

  5. Бывший директор одной из строительных организаций, являясь государственным должностным лицом, в нарушение требований законодательства при имеющейся на предприятии задолженности по выплате заработной платы работникам, в целях незаконного извлечения выгоды для себя, отдал указание ведущему экономисту о начислении ему вознаграждения в виде премии в сумме 969 001 рубль.

  6. незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом от любой деятельности в виде действия или бездействия, вымогательства или принятия имущества или другой выгоды;
  7. принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;

  8. Справочно: не является получением взятки принятие должностным лицом сувениров и подарков при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, а равно подарков по случаю дня рождения и праздников, если они были вручены должностному лицу без какой-либо обусловленности вознаграждения соответствующими действиями по службе. Если же будет установлено, что под видом подарка передавалась взятка за использование должностным лицом своих служебных полномочий в интересах лица, вручившего подарок, то содеянное квалифицируется как взяточничество независимо от стоимости предмета взятки.

  9. осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
  10. передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц (новелла), если это не предусмотрено законодательными актами;
  11. использование государственным должностным лицом в личных, групповых (новелла) и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства;
  12. использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа (ранее было «ссуды»), приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;
  13. мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями (новелла).

Надзорная деятельность органов прокуратуры Брестской области в 2017 году

В 2017 году организация надзора за соблюдением законодательства о борьбе с коррупцией осуществлялась на основании результатов анализа криминогенной ситуации в регионах области, указывающей на коррупционные проявления в разрезе сфер деятельности, информации, накопленной в отношении конкретных объектов проверки, и запроса дополнительных сведений из правоохранительных и контролирующих органов.

Органами прокуратуры Брестской области сформирована превентивная система сбора сведений о нарушениях законодательства коррупционной направленности, обеспечено поступление информации из финансовых органов о распределении бюджетных средств, в том числе в рамках реализации мероприятий государственных программ, налажен обмен информацией с оперативными подразделениями МВД и КГБ Республики Беларусь, КГК Республики Беларусь по Брестской области.

При осуществлении надзора за соблюдением антикоррупционного законодательства органами прокуратуры области в 2017 году (в сравнении с 2016 г.) проведено 127 (126) проверок, по которым внесено 122 (117) представления, вынесено 150 (108) предписаний, принесено 23 (21) протеста, официально предупреждено 173 (162) должностных лица.

По требованиям прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 496 (443) лиц, в том числе 3 освобождено от занимаемой должности, к административной - 109 (74), материальной - 94 (109) физических лиц, 5 юридических лиц. В анализируемом периоде по результатам надзорных проверок возбуждено 11 уголовных дел.

В анализируемом периоде органами прокуратуры области проверки соблюдения антикоррупционного законодательства проведены в местных исполнительных и распорядительных органах и их структурных подразделениях, сельскохозяйственных и промышленных предприятиях. Комплексно проверена организация работы по противодействию коррупционным проявлениям в деятельности организаций, входящих в систему РУП «Брестэнерго», а также организаций мясомолочной и строительной отраслей, жилищно-коммунального хозяйства, по агрохимическому и материально-техническому обеспечению производителей сельскохозяйственной продукции.

Во всех проверенных сферах выявлены нарушения в организации и планировании работы по предупреждению коррупционных проявлений, в том числе со стороны комиссий по противодействию коррупции, установлены факты ненадлежащего выполнения требований законодательства в части оформления и соблюдения обязательств государственных должностных лиц и в сфере декларирования обязанными лицами доходов и имущества, ненадлежащего учета рабочего времени, при проведении закупок товаров (работ, услуг), в том числе в сфере строительства, и распоряжении государственным имуществом, что нередко влекло факты совершения государственными служащими, должностными лицами субъектов хозяйствования государственной формы собственности либо с преобладающей долей собственности государства в уставном фонде коррупционных проявлений.

Так, Пинским межрайонным прокурором 20.02.2017 по результатам проведенной совместно с Пинским МО УДФР КГК Республики Беларусь по Брестской области и Пинским МКГК по Брестской области проверки возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.210 УК Республики Беларусь в отношении директора УП «УКС города Пинска», который, имея единый умысел на завладение денежными средствами предприятия, в период с 02.07.2014 по 05.09.2016, в результате незаконного начисления и выплат премий, единовременных и стимулирующих выплат без согласования с вышестоящей организацией, а также материальной помощи, путем злоупотребления служебными полномочиями завладел принадлежащими предприятию денежными средствами. Пользуясь служебным положением, на протяжении двух лет руководитель также устанавливал размеры тарифных окладов работникам предприятия сверх максимально предусмотренных законодательством, что повлекло незаконные начисление и выплату им заработной платы и явилось основанием для возбуждения в отношении него уголовного дела по ч. 3 ст. 426 УК Республики Беларусь (в последующем его действия переквалифицированы на ст. 428 УК Республики Беларусь).

Выявленные Барановичской межрайонной прокуратурой и ревизионной комиссией РУП «Брестэнерго» нарушения антикоррупционного законодательства, связанные с ненадлежащей организацией работы по противодействию коррупции, непринятием мер по устранению ранее выявленных нарушений, а также законодательства о закупках в сфере строительства, выразившиеся в даче членам конкурсной комиссии незаконных указаний о проведении в 2013-2016 годах фиктивных процедур на закупку изделий из ПВХ у ООО «Окна-тут» и металлопрофиля у ЧУП «ТехноКонтинент» по завышенным ценам, явились основанием для увольнения на основании п. 4 ст. 42 ТК Республики Беларусь директора филиала «Барановичиэнергострой» РУП «Брестэнерго». Кроме этого, по факту лоббирования интересов указанных компаний в отношении данного руководителя Барановичским МО СК Республики Беларусь возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 426 УК Республики Беларусь.

Прокуратурой области практикуется проведение совместных с УКГБ по Брестской области проверок и оперативное их сопровождение сотрудниками комитета.

Так, по результатам рассмотрения постановления прокуратуры области от 29.04.2017 о возбуждении дисциплинарного производства, приказом председателя наблюдательного совета ОАО «Брестоблавтотранс» от 12.05.2017 на основании п.5-1 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь расторгнут контракт с генеральным директором ОАО «Брестоблавтотранс», который, как установлено, на протяжении 2016 года и по апрель 2017 года систематически лично совершал действия, связанные с управлением коммерческой организацией - СООО «КаменецСпецТранс» (деятельность в области перевозок грузовым автомобильным транспортом): контролировал работу директора общества, давал ему указания по телефону и при встречах, в том числе и в рабочее время, давал указания директору общества по вопросам организации хозяйственной деятельности, согласовывал стоимость и необходимость приобретения запасных частей для автотранспорта СООО «КаменецСпецТранс», ремонта автотранспорта, давал указания главному бухгалтеру предприятия о размерах дивидендов, подлежащих к выплате учредителям этого предприятия, исходя из полученной прибыли, а также определял размер премирования работников.

На основании постановления прокурора Пружанского района от 20.10.2017 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения (приказ Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды) привлечен начальник районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, который в сентябре 2017 года посредствам влияния авторитета, обусловленного исключительно занимаемым положением, совместно с лесничими ГЛХУ «Пружанский лесхоз» произвел незаконную вырубку деревьев на территории биологического заказника. Данную древесину «по согласованию» с главным инженером комбината кооперативной промышленности перевозил на служебной технике комбината без оплаты. Своими действиями начальник райинспекции совершил предусмотренное абз. 4 ч. 1 ст. 25 Закона правонарушение, создающее условия для коррупции, выразившееся в использовании служебного положения при решении личных вопросов.

Особое внимание органами прокуратуры области уделяется вопросам профилактики коррупционных проявлений в сфере государственных закупок.

Так, выбор в качестве вида процедуры государственной закупки запроса ценовых предложений вместо подлежащего применению электронного аукциона по закупке комплекта оборудования для объекта «Внедрение энергоэффективной хлебопекарной печи в комплекте с дополнительным хлебопекарным оборудованием на хлебозаводе филиала «Кооппром» Каменецкое райпо» ориентировочной стоимостью 120 000 рублей, финансируемого из бюджета в рамках Государственной программы «Энергосбережение» на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016 №248, явилось основанием для вынесения прокуратурой области 25.05.2017 предписания об отмене процедуры. Кроме этого, по инициативе прокуратуры области за допущенные нарушения законодательства к дисциплинарной ответственности привлечено 6 должностных лиц райпо.

По аналогичному основанию по инициативе прокуратуры области КСУП «Стытычевское» Пинского района 17.04.2017 отменена процедура государственной закупки фосфорных удобрений ориентировочной стоимостью 107 536,58 рублей, финансируемых из бюджета в рамках Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1922.

В связи с явными нарушениями законодательства, связанными с неправильным выбором процедуры государственной закупки, ограничением доступа поставщиков к участию в процедуре государственной закупки посредством детализации технических характеристик предмета закупки, несоответствием документации о закупке требованиям законодательства и наличием в ней противоречий, по инициативе прокуратуры области, Барановичской и Пинской межрайонных прокуратур, прокуратур Каменецкого, Ивановского, Пружанского и Березовского районов также отменены процедуры государственных закупок, проводимых ГЛХУ «Брестский лесхоз» (автомобиль УАЗ 39094 или аналог ориентировочной стоимостью 25 000 рублей), ГЛХУ «Барановичский лесхоз» (автомобиль УАЗ 39094 ориентировочной стоимостью 25 860 рублей), ОАО «Беловежский» Каменецкого района (масла и фильтры для тракторов и комбайнов ориентировочной стоимостью 31 500 рублей), УССО «Барановичский государственный музыкальный колледж» (текущий ремонт здания и части ограждения по ул. Горького, 91, в г. Барановичи без указания ориентировочной стоимости), ОАО «Логишин» Пинского района (услуги по ремонту и техническому обслуживанию оборудования для сельского хозяйства ориентировочной стоимостью 16 226 рублей), отделом образования, спорта и туризма Каменецкого райисполкома (легковой автомобиль GeelyEmgrandX7 ориентировочной стоимостью 30 000 рублей и текстильные изделия и одежда для ГУО «Высоковский ясли-сад» ориентировочной стоимостью 44 394 рубля), отделом образования, спорта и туризма Пинского горисполкома (комплекты постельного белья для подведомственных учреждений образования ориентировочной стоимостью 33 400 рублей), КУСП «Березовское» Березовского района (семеня люцерны ориентировочной стоимостью 25 200 рублей), Хоревским сельисполкомом Пружанского района (выбор подрядчика на проведение ремонта котельной сельисполкома), ОАО «Боровица» Ивановского района (запасные части к кормоуборочным и зерноуборочным комбайнам ориентировочной стоимостью 25 800 рублей).

В 2017 году по инициативе органов прокуратуры области отменено 13 начатых с явным нарушением законодательства процедур государственных закупок на сумму 500 000 деноминированных рублей.

На основании постановления Барановичской межрайонной прокуратуры Барановичским межрайонным комитетом государственного контроля в январе 2017 года к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.16 КоАП Республики Беларусь привлечено 8 членов конкурсной комиссии УКРСП «Барановичиремстрой» за применение преференциальной поправки к товарам признанного победителем процедуры государственной закупки участника, не подтвердившего права на ее применение.

Ограничение права на участие в процедуре государственной закупки посредством детализации предъявляемых к месту расположения участников требований явилось основанием для привлечения прокуратурой Ивановского района 9 членов конкурсной комиссии отдела образования, спорта и туризма райисполкома к дисциплинарной ответственности.

Прокуратурой Ганцевичского района 28.06.2017 к административной ответственности привлечен председатель конкурсной комиссии УЗ «Ганцевичская ЦРБ», допустивший ограничение прав потенциальных поставщиков на участие в запросе ценовых предложений по закупке пылесоса посредством указания конкретной модели предмета закупки, а также выбор победителем участника, предложение которого не соответствовало техническому заданию.

Удельный вес совершенных в 2017 году коррупционных преступлений составил 2,8% от общего числа зарегистрированных преступлений.

Анализ статистических данных показывает, что на протяжении ряда лет наибольшее число зарегистрированных преступлений составляют преступления, связанные с хищением путем злоупотребления служебными полномочиями (ст.210 УК) и со взяточничеством (ст.ст.430-432 УК).

В 2017 возросло количество зарегистрированных преступлений по ст.424 УК (злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности).

Выявленные в 2017 году на территории области коррупционные преступления по своей структуре и сферам экономической деятельности примерно аналогичны выявленным преступлениям в других областях республики.

Преступления коррупционной направленности зарегистрированы в следующих сферах экономической деятельности:

  • транспорт и транспортная деятельность – 44 (2016 год - 33);
  • сельское хозяйство – 30 (19);
  • торговля – 22 (11);
  • здравоохранение – 21 (9);
  • промышленность (в том числе пищевая) – 17 (4);
  • архитектура и строительство – 13 (4);
  • образование – 7 (12);
  • страхование – 2 (1);
  • прочие -17 (27).

  • В области сельского хозяйства и продовольствия наиболее совершаемыми преступлениями явились преступления, связанные с хищениями путем злоупотребления служебными полномочиями (26), а также незначительное количество преступлений по ст.424 УК и ст.430 УК Республики Беларусь.

    Например, приговором суда Кобринского района от 20.06.2017 за совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст.210 УК Республики Беларусь осуждены главным агрономом СПК «Кутузовский» (Кобринский район) и заведующая складом ГСМ, запасных частей и прочих материалов ОАО, которые в период с 15.05.2016 по 30.09.2016, вносили заведомо ложные сведения в требования-накладные о получении ядохимикатов со склада, а также в акты об использовании химических средств защиты растений, указывая большее количество выданных и использованных ядохимикатов, чем было выдано и использовано фактически, завышая таким образом количество фактически выданных и использованных ядохимикатов, в результате чего формировали излишек и скрывали недостачу отобранных для хищения материальных ценностей ОАО, которыми завладели на общую сумму 1552 рублей 97 копеек.

    Анализ обстоятельств совершенных преступлений свидетельствует о том, что основными причинами их совершения явилось как стремление отдельных лиц получить выгоду от занимаемых ими должностей путем совершения хищений, так и путем злоупотребления (превышения) должностных полномочий, что, в свою очередь, может свидетельствовать об имеющихся недостатках при подборе и расстановке кадров, отсутствие должного ведомственного контроля ряда организаций за действиями отдельных работников.



    БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ – ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА



    На разных этапах общественного развития одним из самых пагубных явлений выступает коррупция (от лат. corrumpere – портить). Злоупотребление властью для получения выгоды в личных целях сопровождает человечество с древнейших времен. Несмотря на то, что история знает немало примеров борьбы с этим злом (порой крайне жестоких), к сожалению, оно не изжито до сих пор. В XXI веке коррупция остается в числе актуальных проблем, присущих всем без исключения странам.

    Коррупционные правонарушения наносят колоссальный материальный ущерб современным государствам. Ежегодно в мире на взятки тратится 1 трлн. долларов США. Эти данные приведены в прошлогоднем исследовании ООН, подготовленном к Международному дню борьбы с коррупцией (отмечается 9 декабря). В результате коррупции государства недополучают ежегодно 2,6 трлн. долларов США – сумму, эквивалентную 5% мирового ВВП. В развивающихся странах потери, связанные с коррупцией, превосходят в 10 раз суммы, выделяющиеся в качестве официальной помощи. В Европейской комиссии ЕС утверждают, что коррупция каждый год приносит ущерб евроэкономике в размере 120 млрд. евро. А по оценкам Европейского бюро по борьбе с мошенничеством (англ. – OLAF), страны Европейского союза ежегодно теряют от коррупции 323 млрд. евро.

    В Беларуси созданы и на практике реализованы механизмы государственной антикоррупционной политики, доказавшие свою эффективность.

    Этот вопрос находится под постоянным личным контролем Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. Глава государства в своем выступлении на торжественном мероприятии, посвященном 100-летию органов государственной безопасности, отметил: «В последние годы общими усилиями компетентных служб коррупцию удалось обуздать (в Беларуси удельный вес выявленных преступлений коррупционной направленности в структуре всей преступности ежегодно составляет не более 2–3%). Однако о ликвидации негативных явлений еще говорить не приходится. Взяточничество, хищения, теневая коммерция и прочие нарушения закона подобного рода по-прежнему представляют собой огромную опасность для нашей страны».

    Негативное влияние коррупции на социально-экономические процессы


    В белорусском законодательстве коррупция определена как умышленное использование служебного положения в целях противоправного получения имущества или другой выгоды, а также подкуп должностного или приравненного к нему лица.

    Основные негативные экономические последствия от коррупции заключаются в следующем:

  • расширяется теневая экономика (а на ее основе криминальный бизнес), что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета;
  • Вниманию выступающих: здесь и далее целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретным региону, территории, населенному пункту.

  • нарушается конкурентное регулирование рынка, поскольку «конкурентоспособным» становится тот, кто получил преимущества незаконно;
  • неэффективно используются бюджетные средства при распределении государственных заказов и кредитов;
  • в случае нарушений в ходе приватизации, а также искусственных банкротств замедляется появление эффективных частных производств и собственников;
  • повышаются себестоимость производства продукции и товаров, отпускные (розничные) цены за счет коррупционных «накладных расходов», растет инфляция;
  • ухудшается инвестиционный климат. У агентов рынка появляется неверие в способность властей устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночных отношений.
  • В целом потери от коррупции гораздо шире и глубже, чем это представляется с точки зрения простой ее оценки как суммарной величины взяток и сумм похищенного.

    Отвлекаемые от целей общественного развития «коррупционные средства» снижают способность государства решать актуальные социальные проблемы населения.

    Политическая опасность коррупции заключается в ее исключительно негативном воздействии на основы государственного устройства и правового регулирования. Деятельность коррумпированных чиновников всегда ориентирована на сохранение и поддержание различного рода личных и узкокорпоративных интересов, а не на обеспечение устойчивого развития государства.

    В белорусском обществе преобладает негативное отношение к коррупции. Согласно результатам республиканского опроса, проведенного Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь (далее – ИАЦ) в IV квартале 2017 г., 77,5% респондентов считают, что это недопустимое явление, с которым надо решительно бороться. При этом для белорусских граждан основным источником формирования мнения о коррупции являются публикации СМИ (58,5%). Значительно реже опрошенные указывают на произошедшие случаи с родственниками и близкими (13,5%), полученную в общественных местах информацию, слухи (10%), личный опыт (8%) и др.

    Законодательство Республики Беларусь о борьбе с коррупцией

    В Беларуси создана эффективная законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности общества.

    Правовые основы антикоррупционной деятельности в нашей стране содержатся в Конституции Республики Беларусь, регламентирующей наиболее важные общественные отношения.

    Кроме того, наша страна является активной участницей ряда конвенций ООН и Совета Европы в области борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Выполняя соответствующие международные обязательства, Республика Беларусь в рамках своей правовой системы последовательно принимает законодательные, административные и иные антикоррупционные меры.

    На реализацию норм Конституции и международно-правовых актов направлен Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией).

    В Законе о борьбе с коррупцией:

  • установлены антикоррупционные ограничения и запреты для государственных должностных и приравненных к ним лиц;
  • регламентирован порядок урегулирования конфликта интересов;
  • содержится правовое регулирование декларирования доходов и имущества, устранения последствий коррупционных правонарушений, осуществления контроля (в том числе общественного) и надзора за деятельностью по борьбе с коррупцией.

  • Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК) и иными актами законодательства.

    Антикоррупционное законодательство Республики Беларусь состоит также из иных нормативных правовых актов, направленных на пресечение, профилактику, предупреждение коррупции и борьбу с ней.

    Справочно:

    В их числе:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 16.07.2007 № 330
  • «О специальных подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной преступностью»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 № 644
  • «Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией»;
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
  • «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;
  • Директива Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
  • Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4
  • «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»;
  • Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе»;
  • Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь»;
  • Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
  • Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции»;
  • постановление Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 05.04.2007 № 18/95/12
  • «Об информационном взаимодействии по вопросам формирования, ведения и использования единых банков данных о состоянии борьбы с коррупцией»; другие правовые акты.
  • В Беларуси продолжается совершенствование актов законодательства, которые регулируют общественные отношения, наиболее подверженные коррупции.

    Существенной корректировке подвергнутпорядок осуществления административных процедур и государственных закупок, лицензирования, предоставления земельных участков.

    Цель принятых в 2017 году документов – улучшение бизнес-климата, совершенствование регулирования контрольной (надзорной) деятельности, содействие торговле и бытовому обслуживанию, расширение самозанятости населения.

    Справочно:

    Например, с 1 января 2018 г. одним из изменений стал переход от системы плановых проверок к выборочным, назначение которых осуществляется с учетом критериев оценки степени риска совершения правонарушений и при наличии на это оснований. Исключена возможность вынесения предписания о приостановлении деятельности проверяемого субъекта. Установлена административная ответственность контролеров за совершение грубых нарушений при проведении проверок.

    Ключевым документом в этой сфере стал Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства». Декрет минимизирует вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усиливает механизмы саморегулирования бизнеса, его ответственность за свою работу перед обществом. Этим документом введен уведомительный порядок для ряда видов деятельности, систематизированы требования к безопасности, установлен мораторий на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов, пошлин, предоставлено право самостоятельно организовывать и проводить выставки, устанавливать режим работы торговых объектов, объектов общепита и др.

    Справочно:

    С 26 февраля 2018 г., например, можно не разрабатывать проектную документацию для размещения наружной рекламы; не получать согласия общего собрания членов гаражного кооператива для использования гаража в качестве СТО; не оформлять путевые листы для автомобильных перевозок и др.

    Для практической реализации Декрета № 7 предстоит большая работа – необходимо внести изменения в более чем 6 кодексов, 21 закон, 13 указов, отраслевые и локальные документы.

    Субъекты правонарушений, создающих условия для коррупции,и субъекты коррупционных правонарушений

    Субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции,являются государственные должностные лица и лица, приравненные к государственным должностным лицам (статья 3 Закона о борьбе с коррупцией).

    Справочно:

    К государственным должностным лицам относятся работники, постоянно или временно занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставных фондах которых 50% и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц. К последним, например, относятся все республиканские и коммунальные унитарные предприятия, многочисленные открытые акционерные общества (ОАО «ГУМ», ОАО «Белбакалея», ОАО «Беллифт») и др.

    Под лицами, приравненными к государственным должностным лицам, понимаются работники, которые постоянно или временно занимают в организациях с госдолей менее 50% должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.

    Субъектами коррупционных правонарушений[*] являются, помимо названных лиц, иностранные должностные лица и лица, осуществляющие подкуп всех перечисленных лиц (статья 3 Закона о борьбе с коррупцией).

    Субъекты противодействия коррупции

    В Республике Беларусь сформирована единая система государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, их специальных подразделений и государственных органов и иных организаций.

    Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.

    Государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией, является Генеральная прокуратура Республики Беларусь.

    Справочно:

    В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь создано управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, в Министерстве внутренних дел Республики Беларусь – главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

    В борьбе с коррупцией участвуют Следственный комитет Республики Беларусь, органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь и иные органы пограничной службы Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции, Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы, Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации в пределах своей компетенции в соответствии с актами законодательства.

    В настоящее время реализуется очередная программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017–2019 годы.

    Справочно:

    Документ направлен на решение следующих основных задач:

  • мониторинг и прогнозирование состояния и структуры преступности и коррупции в целях предотвращения негативных изменений, создающих угрозу национальной безопасности;
  • обеспечение эффективного функционирования и дальнейшего совершенствования системы профилактики правонарушений посредством скоординированной деятельности и расширения взаимодействия государственных и общественных структур;
  • повышение результативности антикриминальной политики, уровня экономической и общественной безопасности, в том числе путем оптимизации правовых и организационных условий деятельности правоохранительных органов;
  • внедрение инноваций, передового опыта в сфере противодействия противоправному поведению, проявлениям коррупции и экстремизма, алкоголизации и наркотизации населения;
  • рост уровня правосознания и правовой культуры населения, повышение доверия населения к правоохранительным органам и органам государственного управления.

  • В республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах, управляющих компаниях холдингов созданы комиссии по противодействию коррупции. В заседаниях комиссий, как правило, участвуют представители прокуратуры, органов внутренних дел, средств массовой информации.

    Сила общественности (граждан и общественных объединений) заключается в привлечении внимания к тем или иным проблемам, решаемым в дальнейшем государственными органами.

    Через специальную форму, предусмотренную на сайтах государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, граждане имеют возможность сообщить об известных им фактах коррупции (в том числе анонимно), а также обратиться за разъяснением интересующего вопроса, подать заявление, предложение, жалобу.

    Ответственность за совершение коррупционных деяний

    В зависимости от последствий коррупционных правонарушений в Республике Беларусь установлена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.

    Совместным постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Ко­митета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитиче­ского центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Бела­русь и Следственного комитета Республики Беларусь в декабре 2013 г. утвержден действующий перечень коррупционных преступлений:

  • хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК);
  • легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных пре­ступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (части 2 и 3 статьи 235 УК);
  • злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 424 УК);
  • бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 425 УК);
  • превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 426 УК);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 УК);
  • получение взятки (статья 430 УК);
  • дача взятки (статья 431 УК);
  • посредничество во взяточничестве (статья 432 УК);
  • злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 1 статьи 455 УК).

  • УК устанавливает весьма суровые санкции за совершение коррупционных преступлений, которые достигают 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    Практикуется организация выездных судебных заседаний по уголовным делам о коррупции на предприятиях, в трудовых коллективах.

    Отсутствие в нашей стране «неприкасаемых» подтверждается примерами возбуждения резонансных уголовных дел в отношении руководителей самого высокого ранга, освобождения их от занимаемых должностей за допущенные просчеты в организации антикоррупционной работы.

    Справочно:

    К примеру, за получение взяток осуждены к 9 годам лишения свободы с лишением воинского звания и конфискацией имущества бывший командующий ВВС и войсками ПВО Вооруженных Сил; к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества – бывший заместитель генерального директора ОАО «Нафтан»; к 11 годам лишения свободы – бывший начальник Климовичского РОВД; к 14 годам лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – бывший заместитель председателя Минского городского исполнительного комитета. За злоупотребление властью или служебными полномочиями, покушение на получение взятки к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества осужден бывший председатель концерна «Беллегпром».

    В КоАП определены меры административной ответственности за отдельные виды коррупционных правонарушений. К ним в том числе относятся:

  • нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг) (статья 11.16 КоАП);
  • нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов (статья 23.83 КоАП).

  • В Законе о борьбе с коррупцией предусмотрена дисциплинарная ответственность за коррупционные проявления. В качестве наиболее жесткой санкции статьей 43 Закона предусмотрено освобождение от занимаемой должности (увольнение). Руководители государственных органов и иных организаций обязаны информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками коррупционных правонарушений в течение десяти дней с момента, когда им стало о них известно.

    Статьей 36 Закона о борьбе с коррупциейустановлена гражданско-правовая ответственность за достоверность сведений, указываемых в ежегодных декларациях о доходах и имуществе государственными должностными лицами, занимающими ответственное положение, лицами, поступившими на государственную службу путем избрания, их супругом (супругой), несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными (удочеренными), совершеннолетними близкими родственниками, совместно с ними проживающими и ведущими общее хозяйство. В случаях установления явного превышения стоимости принадлежащегоуказанным лицам имущества и иных расходов (составляющего не менее 25%)за период, когда должностные лица занимали названные должности, над доходами, полученными из законных источников, имущество и иные расходы на сумму, явно превышающую подтвержденные доходы, безвозмездно изымаются (взыскиваются) или взыскивается стоимость такого имущества в доход государства.

    Текущее состояние коррупционной преступности

    По данным Генпрокуратуры, в 2017 году в Республике Беларусь учтено 1885 (в 2016 году – 1 593) коррупционных преступлений. Их удельный вес в общем количестве преступлений, учтенных в Республике Беларусь, составил 2,2% (в 2016 году – 1,7%).

    В целом по республике увеличилось число установленных фактов:

  • получения взяток – с 713 в 2016 году до 736 в 2017 году;
  • совершения хищений путем злоупотребления служебными полномочиями – с 498 до 565;
  • злоупотребления властью или служебными полномочиями – с 175 до 315;
  • дачи взяток – с 113 до 148;
  • превышения власти или служебных полномочий – с 56 до 83;
  • бездействия должностного лица – с 15 до 21.

  • Остаются немногочисленными учтенные факты незаконного участия в предпринимательской деятельности – 2 (в 2016 году – 3), легализации (отмывания) материальных ценностей – 1 (2).

    Тенденция по увеличению числа зарегистрированных коррупционных преступлений отмечена в Брестской, Гомельской и Могилевской областях.

    Вследствие активизации правоохранительной деятельности к уголовной ответственности в целом привлечено больше коррумпированных лиц. В сравнении с 2016 годом их общее число увеличилось с 701 до 780 (из них занимавших ответственное положение – с 12 до 17).

    Справочно:

    По данным МВД, в 2017 году вынесены обвинительные приговоры в отношении привлеченных правоохранительными органами 23 должностных лиц, занимавших ответственное положение, из которых 7 должностей входят в кадровый реестр Главы государства.

    Наибольшее число коррумпированных лиц привлечены в 2017 году к уголовной ответственности за:

  • совершение хищений путем злоупотребления служебными полномочиями – 337 лиц (в 2016 году – 377);
  • получение взятки – 156 (120);
  • злоупотребление властью или служебными полномочиями – 145 (104).

  • Справочно:

    В 2012–2016 гг. начальник управления весогабаритного контроля ГУ «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь», а также начальник и 5 работников отдела весогабаритного контроля филиала по г.Минску и Минской области систематически получали взятки от индивидуальных предпринимателей и представителей субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в области грузоперевозок, за непроведение весогабаритного контроля и проверки сопроводительных документов транспортных средств. Общая сумма взяток составляет более 80 тыс. руб. При этом был нанесен серьезный ущерб транзитной привлекательности территории Беларуси.

    В 2017 году к уголовной ответственности за получение взятки в размере 936 тыс. долларов США привлечен бывший директор СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод».

    В отдельных случаях коррупционная составляющая фактически напрямую перекладывается на граждан, часть из которых этого даже не подозревает.

    Справочно:

    Органами внутренних дел выявлена противоправная схема поставок технологического оборудования по ценам, завышенным до 13 раз, в адрес предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства. В отношении 25 должностных лиц предприятий системы ЖКХ и поставщиков возбуждено 52 уголовных дела, по части из которых уже вынесены обвинительные приговоры. Установленный ущерб превысил 20,5 млн. руб.

    По сведениям Генпрокуратуры, в 2017 году коррупционными преступлениями причинен ущерб в размере 25,2 млн. руб. (в 2016 году – 7 млн. руб.), который возмещен на сумму 10 млн. руб. (2,8 млн. руб.), арестовано имущество на сумму 32,4 млн. руб. (14,6 млн. руб.).

    В 2017 году наибольшее количество коррупционных преступлений учтено в сферах:

  • государственного управления – 318 (в 2016 году – 275);
  • сельского хозяйства – 200 (138);
  • промышленности – 184 (135);
  • транспорта – 181 (82);
  • здравоохранения – 163 (163);
  • строительства – 145 (118);
  • образования – 130 (80);
  • торговли – 118 (122).

  • Менее подвержены коррупции такие сферы, как предоставление услуг телекоммуникации и связи – 0 (в 2016 году – 1), социальная – 1 (1), страхование – 7 (2).

    Число выявленных прокурорами нарушений антикоррупционного законодательства возросло с 1 996 в 2016 году до 2 096 в 2017 году, в том числе: 108 (в 2016 году – 236) фактов несоблюдения антикоррупционных ограничений, 1 365 (1 300) правонарушений, создающих условия для коррупции, 250 (228) коррупционных правонарушений, 340 (232) нарушений, связанных с несоблюдением порядка декларирования доходов и имущества.

    Анализ судебной практики показывает, что коррупционно рискованными по-прежнему остаются сферы распоряжения государственной собственностью и имуществом организаций (в том числе бюджетными средствами при модернизации производства, выполнении инвестиционных программ), осуществления закупок, выполнения услуг, строительства и реконструкции объектов различных форм собственности.

    Международное сотрудничество

    Республика Беларусь является полноправным участником Группы государств по борьбе с коррупцией (международной организации, созданной Советом Европы в 1999 году, англ. – GRECO).

    Справочно:

    Во взаимодействии с Советом Европы Беларусь участвует в реализации проекта «Надлежащее управление и борьба с коррупцией» по линии инициативы Евросоюза «Восточное партнерство».

    Наша страна также входит в состав Межгосударственного совета по противодействию коррупции Содружества Независимых Государств.

    Справочно:

    В октябре 2017 г. Совет глав государств СНГ одобрил Концепцию сотрудничества государств – участников СНГ по борьбе с коррупцией, проект которой был разработан белорусской стороной.

    Беларусь активно взаимодействует с Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (англ. – EAG), Группой по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (англ. – FATF), Антикоррупционной сетью для стран Восточной Европы и Центральной Азии Организации экономического сотрудничества и развития (англ. ACN OECD).

    В опубликованном международной организацией Transparency International ежегодном индексе восприятия коррупции по итогам 2017 года Беларусь поднялась с 79-го (в 2016 году) на 68-е место (для сравнения: Болгария и ЮАР находятся на 71-м месте, Китай и Сербия – на 77-м, Индия и Турция – на 81-м, Армения и Македония – на 107-м, Азербайджан, Казахстан, Молдова – на 122-м, Украина – на 130-м, Кыргызстан и Россия – на 135-м, Узбекистан – на 157-м, Таджикистан – на 161-м, Туркменистан – на 167-м месте). При этом наша страна за последнее десятилетие улучшила свою позицию более чем в два раза (в 2007 году занимала 150-е место).

    По мнению экспертов американской некоммерческой деловой ассоциации TRACE International, Беларусь является одной из стран с «наиболее развитым антикоррупционным законодательством».

    На фоне стремительного внедрения новых технологий в экономическую деятельность и общественные отношения возникают новые коррупционные риски и преступные схемы. Поэтому в Республике Беларусь формы и методы борьбы с коррупцией постоянно совершенствуются.

    ****


    Белорусским руководством последовательно и настойчиво предпринимаются необходимые меры по дальнейшему укреплению законности и правопорядка, недопущению проникновения криминала в органы государственного управления, политику и экономику. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко занимает принципиальную позицию в отношении безусловного противодействия коррупции во всех без исключения сферах общественных отношений. Неизменными остаются требования белорусского лидера о необходимости привлечения к ответственности причастных к коррупции лиц независимо от их статуса, должностного положения, предыдущих заслуг.

    Справочно:

    Большинство жителей Беларуси (68%) в той или иной степени положительно оценивает проводимые государством меры по борьбе с коррупцией в нашей стране. Об этом свидетельствуют данные проведенного ИАЦ в IV квартале 2017 г. республиканского опроса.

    Глава государства на состоявшейся 1 февраля 2018 г. встрече с Председателем Комитета государственной безопасности В.Вакульчиком, отметив весомый вклад КГБ в раскрытие значимых преступлений в сфере коррупции, заявил: «Что бы мы ни делали в обществе, какие бы у нас ни были законы, государственное устройство, экономика какая бы продвинутая ни была, но если коррупция, как в некоторых известных нам государствах зашкаливает, если против нее не борются, никакого продвижения и развития страна не получит. Поэтому коррупция – это страшная ржавчина, против которой надо бороться».

    [*] Правонарушение – противоправное виновное действие (бездействие), за совершение которого предусмотрена юридическая ответственность (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая). Преступление – это правонарушение за которое предусмотрена уголовная ответственность.